08.05.2020
2912
Информационное письмо Международной конференции «Время, вперед!» Время философии и философия времени
Прямая трансляция пленарного заседания
Задача конференции состоит в том, чтобы проследить на материале российской культуры как со сменой историко-культурных эпох меняются представления о времени, формируются концепты и символы времени, создаются устойчивые формы времени и какими смыслами наделяется категория времени в различных сферах бытия человека. На конференции предлагается обсудить антропологический аспект взаимодействия смысла со временем и пространством (хронотоп); отношения, в которые человек вступает со временем (эскапизм, эсхатология, авангардизм, футуризм и т.д.); взаимодействие времени с вневременностью (вечность/временность, континуум/дискретность, историчность); взаимодействие индивидуального времени с общественным (унификация и рассогласование языков времени); представление о времени как о смысловой длительности и как трансцендентальном основании смысла жизни вообще; понимание времени как формы идентичности («свое» и «чужое» время). В целом, ставится задача понять человека в своем времени и время, исходя из культурной ситуации человека.
Схематично можно выделить следующие парадигмы, в которые укладываются размышления о времени рассматриваемой исторической эпохи:
1) Это обращение к истории для переосмысления прошлого опыта с новых методологических и мировоззренческих позиций, например, в истории языка (Марр, Якубинский и др), литературы (Фрейденберг, Тынянов, Эйхенбаум, Бахтин и др.), культуры (Фрейденберг, Виппер и др.), философии (Шпет, Радлов и др.), науки (Гессен и др.), искусства (Иоффе, Войтинская и др.) и пр.
2) Оппозицией историзму был нигилизм в духе некоторых идеологов пролеткульта, предлагавших отказаться от старой культуры.
3) Социологизм рассматривал человеческую творческую деятельность как «времяобразующий фактор» природы. Эту позицию можно охарактеризовать словами В.Н. Муравьева, который стремился «исследовать вопрос о времени не теоретически только, но в сочетании с практикой, притом не только с практикой научно-лабораторной, но также с развившейся в России за последнее время практикой социально-организационной».
4) Наконец, это субъективистские теории времени, сосредоточенные на индивидууме, например, феноменология (Шпет, Друскин) или экзистенциализм (Шестов, Бердяев, Липавский).
Обсудить эти темы предлагается, анализируя философские и художественные тексты, а также другие изобразительные формы, такие как кино, живопись и музыка через призму временного содержания эпохи.