Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Международная конференция «Время, вперед!» Время философии и философия времени


Дата проведения
6-8 мая 2020 г.

Информационное письмо Международной конференции «Время, вперед!» Время философии и философия времени


Прямая трансляция пленарного заседания


Программа конференции


Задача конференции состоит в том, чтобы проследить на материале российской культуры как со сменой историко-культурных эпох меняются представления о времени, формируются концепты и символы времени, создаются устойчивые формы времени и какими смыслами наделяется категория времени в различных сферах бытия человека. На конференции предлагается обсудить антропологический аспект взаимодействия смысла со временем и пространством (хронотоп); отношения, в которые человек вступает со временем (эскапизм, эсхатология, авангардизм, футуризм и т.д.); взаимодействие времени с вневременностью (вечность/временность, континуум/дискретность, историчность); взаимодействие индивидуального времени с общественным (унификация и рассогласование языков времени); представление о времени как о смысловой длительности и как трансцендентальном основании смысла жизни вообще; понимание времени как формы идентичности («свое» и «чужое» время). В целом, ставится задача понять человека в своем времени и время, исходя из культурной ситуации человека.

Схематично можно выделить следующие парадигмы, в которые укладываются размышления о времени рассматриваемой исторической эпохи:

1) Это обращение к истории для переосмысления прошлого опыта с новых методологических и мировоззренческих позиций, например, в истории языка (Марр, Якубинский и др), литературы (Фрейденберг, Тынянов, Эйхенбаум, Бахтин и др.), культуры (Фрейденберг, Виппер и др.), философии (Шпет, Радлов и др.), науки (Гессен и др.), искусства (Иоффе, Войтинская и др.) и пр.

2) Оппозицией историзму был нигилизм в духе некоторых идеологов пролеткульта, предлагавших отказаться от старой культуры.

3) Социологизм рассматривал человеческую творческую деятельность как «времяобразующий фактор» природы. Эту позицию можно охарактеризовать словами В.Н. Муравьева, который стремился «исследовать вопрос о времени не теоретически только, но в сочетании с практикой, притом не только с практикой научно-лабораторной, но также с развившейся в России за последнее время практикой социально-организационной».

4) Наконец, это субъективистские теории времени, сосредоточенные на индивидууме, например, феноменология (Шпет, Друскин) или экзистенциализм (Шестов, Бердяев, Липавский).

Обсудить эти темы предлагается, анализируя философские и художественные тексты, а также другие изобразительные формы, такие как кино, живопись и музыка через призму временного содержания эпохи.